Обязательные сроки проведения спецоценки
Введение в действие Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» не избавило от серьезного пробела в законодательстве, касающегося порядка проведения спецоценки в офисах.
В частности, офисные рабочие места, подлежащие сейчас обязательной спецоценке, не подлежали предшествующей ей аттестации рабочих мест. До введения СОУТ такие рабочие места вообще не оценивались и не подвергались проверкам по условиям труда. На практике же даже после появления спецоценки офисные места продолжают игнорироваться.
Происходит это из-за того, что, согласно 426-ФЗ, в первую очередь должны оцениваться рабочие места с явными вредными и опасными производственными факторами — места шахтеров, рабочих завода, грузчиков, складчиков и т. д. На остальных же рабочих местах — в том числе и на офисных — спецоценка может проводиться поэтапно, до 31 декабря 2018 года. Получается, что такие рабочие места не были оценены в период АРМ, да и спецоценки могут ждать до последнего. А между тем, в трудовых договорах, которые подписывают соискатели при трудоустройстве, условия труда на таких неоцененных рабочих местах зачастую указываются как оптимальные или допустимые.
Это несомненный законодательный пробел: поскольку на офисном рабочем месте не была проведена никакая оценка — ни АРМ, ни СОУТ, — работодатель не имеет права говорить об оптимальности или допустимости условий труда, и в таких случаях действует на свой страх и риск. Обычно пункт, прописывающий класс условий труда в договоре, выглядит следующим образом:
«Условия труда на рабочем месте Работника оптимальные (по результатам специальной оценки условий труда от 01.04.2015 года)».
В то же время многие вредные и опасные факторы (предельные нормы ультразвука или вибрации, недостаточная освещенность или неподходящий микроклимат) могут быть выявлены только в процессе измерений. И если этот факт — наличие в договоре класса условий труда без предварительной оценки — обнаружится во время проверок Роструда или Государственной инспекции труда, такого работодателя ждут серьезные штрафы, составляющие:
- От 1 до 5 тысяч рублей — для должностных лиц или ИП;
- От 30 до 50 тысяч рублей — для юридических лиц.
Таким образом, если на рабочем месте не была проведена специальная оценка, работодатель не имеет права указывать в трудовом договоре класс (пусть даже предполагаемый) условий труда. Однако такой работодатель напрямую заинтересован в том, чтобы провести СОУТ в короткие сроки, не дожидаясь установленного законодательством лимита в 2018 году, даже несмотря на то, что какого-либо нормативного акта, четко предписывающего сделать это в определенный период, пока что не существует.
Этот вопрос подробно рассмотрен в информационном письме Роструда № 2628-6-1 от 20.11.2015 года.
Кроме того, с 2016 года у работодателя появляется еще одна дополнительная мотивация скорейшего проведения спецоценки на офисных рабочих местах. Если в ходе СОУТ условия труда будут установлены как оптимальные или допустимые, в дальнейшем такие места можно будет декларировать и не учитывать при последующей специальной оценке, избегая, тем самым, лишних расходов. Это нововведение зафиксировано в законопроекте «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда», который будет официально принят уже в этом году.
946